Пакет 3dsmax 6

         

Растягивание области...



Рис. 7.20. Растягивание области выделения на несколько ключей


С помощью разворачивающегося...



Рис. 7.21. С помощью разворачивающегося меню Configure вы можете настроить различные параметры отображения линейки



Линия диапазона выделения...



Рис. 7.22. Линия диапазона выделения начинается под первым ключом выделения, а заканчивается под последним



Перемещение ключа в панели треков



Рис. 7.23. Перемещение ключа в панели треков


Если объект отображает траекторию, при изменении ключа положения траектория деформируется (рис. 7.24).

При изменении ключа...



Рис. 7.24. При изменении ключа положения траектория деформируется


Во время перемещения...



Рис. 7.25. Во время перемещения линейки диапазона перемещаются выделенные ключи



В диалоговом окне Key...



Рис. 7.26 В диалоговом окне Key Info вы можете изменить положение ключа во времени





Смещение клона ключа (справа) с исходного объекта



Рис. 7.27. Смещение клона ключа (справа) с исходного объекта



Траектория изменяется...



Рис. 7.28. Траектория изменяется в соответствии с клонированием ключа


3. Чтобы клонировать несколько ключей, выделите их и, удерживая клавишу Shift, перетащите.
Также ключи можно клонировать, щелкнув правой кнопкой мыши по ползунку таймера, чтобы открылось диалоговое окно Create Key (Создать ключ). Затем выберите ключ в исходном положении (source time) и скопируйте его в конечное положение (destination time) - см. рис. 7.29.

В диалоговом окне Create...



Рис. 7.29. В диалоговом окне Create Key вы можете клонировать ключи в конкретное место кадра



Вид объекта и его траектории



Рис. 7.30. Вид объекта и его траектории


2. Нажмите клавишу Delete либо щелкните на ключе правой клавишей мыши и выберите в появившемся контекстном меню команду Delete Key => All (Удалить ключ => Все) - см. рис. 7.31. Анимация объекта данного ключевого кадра будет удалена (рис. 7.32).

Вы можете удалить все...



Рис. 7.31. Вы можете удалить все параметры ключа анимации объекта, используя меню, всплывающее после нажатия правой кнопки мыши и щелчка по панели треков



Вид траектории после удаления ключа



Рис. 7.32. Вид траектории после удаления ключа


3. При удалении всех ключей будут удалены все данные анимации объекта, и анимация будет полностью отменена.



Окно модуля Track View



Рис. 7.33 Окно модуля Track View



Вы настраиваете траектории...



Рис. 7.34 Вы настраиваете траектории и их ключи в свитке Trajectories панели Motion



Вид траектории до настройки



Рис. 7.35. Вид траектории до настройки


4. Щелкните по кнопке Sub-Object (Под-объект), чтобы получить доступ к ключам объекта.
5. Активизировав кнопку



Настройка ключей на траектории



Рис. 7.36. Настройка ключей на траектории


6. Щелкнув по кнопке
Вы можете выделить несколько ключей на траектории, клонировать, добавлять и удалять их так же, как и в панели треков. Таким образом, работа с траекторией весьма похожа на модификацию обычного сплайна.



Свиток Parameters панели...



Рис. 7.37. Свиток Parameters панели Motion содержит четыре трека: Position (Расположение), Rotation (Вращение), Scale (Масштабирование) и общий трек Transform



Track View представляет...



Рис. 7.38. Track View представляет собой сложный модуль, включающий треки для каждого параметра и трансформации, которые можно анимировать. При выделении трека в списке, расположенном слева, можно управлять ключами, временем, диапазонами, а также кривыми функций в окне Edit, расположенном справа


В окне Track View вы можете также присвоить контроллеры трекам параметрической анимации. Кроме того, с помощью панели Track View можно: добавлять звуковые треки;  создавать видимые треки;  создавать циклы анимации;  вырезать, копировать и вставлять контроллеры между треками;  редактировать ключи;  изменять время анимации;  редактировать и позиционировать диапазоны;  редактировать кривые функций; фильтровать треки.


В следующих упражнениях используется в основном панель Motion, так как она удобна в использовании. В книге такого размера невозможно описать все возможности модуля Track View, для этого нужна отдельная книга. Но чтобы ввести вас в курс дела, ссылки на Track View даются в советах в качестве альтернативного способа работы и когда необходимо выполнить задания, для которых не подходит панель Motion или панель треков (например, редактирование кривых функций, добавление звуковых треков и создание циклов анимации.
Более подробную информацию о модуле Track View вы найдете в разделе «Track View» справочника пользователя 3ds max 6.
Для параметрической и трансформационной анимации наиболее часто используются пять котроллеров анимации:  Bezier (Безье) - интерполирует промежуточные значения посредством настраиваемой сплайновой функции, по умолчанию плавно изгибающейся через значение ключа. Благодаря этому траектории изначально являются кривыми. Этот контроллер положения и масштабирования ключей установлен по умолчанию;  ТСВ - интерполирует промежуточные значения, используя сглаженную кривую функции со средствами управления степенью кривизны, непрерывностью и несимметричностью;  Linear (Линейный) - интерполирует промежуточные значения с помощью кривой линейной функции, в результате движение от одного ключа к другому изменяется поэтапно. Используйте его для создания роботоподобных движений или других изменений, осуществляющихся на одном месте;  Euler XYZ (Эйлер XYZ) - применяется для описания вращения объектов. Он устанавливает соответствие между положением объекта в пространстве и углами, которые по очереди откладываются от координатных осей. По умолчанию, именно этот контроллер применяется для описания поворотов1;  Noise (Шум) - генерирует случайные значения на основе фрактальных функций, которые используют ключи как входные и выходные параметры. Применяется для создания произвольных изменений;  Audio (Аудио) - преобразует амплитуду звуковых волн из файлов .avi и .wav в значения масштабирования по осям X, Y и Z. Используется для того, чтобы объекты «танцевали» под музыку, или для синхронизации звука и изображения.


В окне Track View кривые функции (function curves) отображают различные графики значений по осям X, Y и Z, сгенерированных каждым контроллером анимации. Подобно траекториям кривые функций дают наглядное представление о природе вашей анимации (рис. 7.39).

Кривая функции прыгающего...



Рис. 7.39. Кривая функции прыгающего мяча для разных контроллеров


Каждый анимационный трек имеет назначенный по умолчанию контроллер анимации. В панели Motion вы меняете назначаемые контроллеры, выделяя анимационный трек и выбирая новый контроллер. Параметры изменяются от контроллера к контроллеру. Котроллер позиционирования Linear (используемый в следующем примере) не имеет настраиваемых параметров.



Вид объекта и его траектории...



Рис. 7.40. Вид объекта и его траектории с присвоенным контроллером Bezier


2. Щелкнув по кнопке



При выделении какого-либо...



Рис. 7.41. При выделении какого-либо трека анимации кнопка Assign Controller становится доступной


5. Щелкните по кнопке



Окно Assign Controller...



Рис. 7.42. Окно Assign Controller содержит все контроллеры, которые можно применить к выделенному треку


6. Выберите какой-нибудь контроллер, затем щелкните по кнопке ОК. Контроллер будет присвоен треку. Траектория объекта обновится, отражая результат воздействия нового контроллера (см. рис. 7.43).

Вид после присвоения...



Рис. 7.43. Вид после присвоения объекту контроллера позиционирования Linear


7. Щелкнув по кнопке
Чтобы назначить контроллер в окне Track View, щелкните правой кнопкой мыши по выбранному вами треку и выберите пункт Assign Controller или на панели меню окна Track View выполните команду Controller => Assign Controller.



Перемещение к следующему...



Рис. 7.44. Перемещение к следующему ключу. Свиток Key Info (Basic) содержит поля ввода времени, значений XYZ и типов перехода. По умолчанию установлен тип Smooth (Сглаженная)


4. Щелкните по кнопке In (Входящая), выберите тип перехода скорости Linear (Линейная), Step (Ступенчатая), Slow (Медленная) или Fast (Быстрая) - см. рис. 7.45. Если установлен контроллер позиционирования, траектория объекта, приближаясь к ключу, меняет форму (рис. 7.46).

Типы переходов



Рис. 7.45. Типы переходов



Вид траектории после...



Рис. 7.46. Вид траектории после назначения входящей линейного перехода ключа

5. Щелкните по кнопке Out (Исходящая) и попробуйте выбирать из прикрепленной панели вариант Linear (Линейная), Step (Ступенчатая), Slow (Медленная) или Fast (Быстрая). При выборе контроллеров позиционирования форма траектории объекта изменится после вида ключа (рис. 7.47).

После назначения исходящей...



Рис. 7.47. После назначения исходящей ступенчатого перехода ключа


6. Щелкнув по кнопке



Параметры контроллера типа Euler XYZ



Рис. 7.48. Параметры контроллера типа Euler XYZ



Откройте модуль Track View -Curve Edito



Рис. 7.49. Откройте модуль Track View -Curve Edito


4. Выделите анимационный трек, к которому применили контроллер Bezier. Появится кривая функции для трека анимации (рис. 7.50). В отображаемой кривой функции значения оси X окрашены в красный цвет, Y - в зеленый, a Z - в синий.

Для подпрыгивающего...



Рис. 7.50. Для подпрыгивающего мяча функция Y плавно поднимается и опускается, функция X равномерно возрастает, а функция Z не изменяется


5. Щелкните по кнопке



Перетаскиваем маркер Bezier второго ключа



Рис. 7.51. Перетаскиваем маркер Bezier второго ключа


Если у объекта есть траектория движения, она также изменится (рис. 7.52).

Траектория меняется...



Рис. 7.52. Траектория меняется в соответствии с внесенными изменениями в кривой функции трека позиционирования


8. Щелкнув по кнопке



Щелкните по кнопке...



Рис. 7.53. Щелкните по кнопке со стрелкой, чтобы переместиться к ключу, который вы хотите настроить

4. Настройте параметры Ease To и Ease From, чтобы настроить скорость до и после ключей. Используйте наибольшие значения, чтобы уменьшить скорость, и наоборот, чтобы увеличить ее (рис. 7.54.)

Увеличение параметров...



Рис. 7.54. Увеличение параметров Ease To и Ease From до их максимальных значений приводит к замедлению анимации по мере приближения к ключу и постепенному ускорению по мере отдаления от него


5. Щелкнув по кнопке



В результате настройки...



Рис. 7.55 В результате настройки параметров Tension, Continuity и Bias меняется форма кривой анимации



Траектория ТСВ контроллера...



Рис. 7.56. Траектория ТСВ контроллера позиционирования соответствует новым параметрам ключа

7. Щелкнув по кнопке



С помощью диалогового...



Рис. 7.57. С помощью диалогового окна Noise Controller вы можете внести произвольные изменения в анимационный трек


2. Щелкнув по кнопке



При использовании таких...



Рис. 7.58. При использовании таких значений зашумление постепенно изменит направление Z и затем прекратится


4. Щелкнув по кнопке



С помощью диалогового...



Рис. 7.59. С помощью диалогового окна Audio Controller вы можете управлять анимационным треком посредством внешнего звукового файла


2. В диалоговом окне Audio Controller щелкните по кнопке Choose Sound (Выбрать звук).
3. В диалоговом окне Open Sound (Открыть звук) выберите какой-нибудь файл с расширением .wav или .avi, расположенный на жестком диске или в сети. Затем щелкните по кнопке ОК (см. рис. 7.60).

С помощью диалогового...



Рис. 7.60. С помощью диалогового окна Open Sound вы можете импортировать .wav- или .avi-файл, содержащий аудиопоток из любого места вашей сети


4. Установите базовые параметры или используйте заданные по умолчанию. Таким образом, будет настроено положение объекта на нулевой амплитуде (когда нет звука). Если используются параметры, заданные по умолчанию, объект не меняется при отсутствии звука.
5. Установите целевые (target) параметры объекта. Таким образом, будет настроено положение объекта на максимальной амплитуде (на максимальной громкости) - см. рис. 7.61.

Целевой параметр Z...



Рис. 7.61. Целевой параметр Z настроен на 500, в результате происходит масштабирование объекта относительно оси Z до максимального значения в 500%


6. Закройте окно Audio Controller. В окне Track View звуковая волна появится в анимационном треке, к которому вы применили аудиоконтроллер (рис. 7.62).

Звуковая волна в треке масштабирования



Рис. 7.62. Звуковая волна в треке масштабирования


7. Щелкнув по кнопке



Добавление Lined в качестве пути



Рис. 7.63. Добавление Lined в качестве пути



В результате добавления...



Рис. 7.64. В результате добавления пути объект перемещается к первой вершине сплайна. Способ изменения порядка вершин вы найдете в главе 8

3. Чтобы сориентировать объект в направлении пути, установите флажок Follow (Следовать) - см. рис. 7.65.

Установите флажок Follow...



Рис. 7.65. Установите флажок Follow, чтобы сориентировать объект вдоль пути

4. Щелкнув по кнопке



Во время воспроизведения...



Рис. 7.66. Во время воспроизведения анимации объект проследует по пути


Использование объекта...



Рис. 7.67. Использование объекта Pyramid0l в качестве цели слежения


3. Щелкнув по кнопке



Чайник повернут передней...



Рис. 7.68. Чайник повернут передней частью к пирамиде независимо от того, какую часть пути он проходит


Чтобы изменить ось ориентации объекта, выберите другую ось в группе Select LookAt Axis.



Выберите Properties...



Рис. 7.69. Выберите Properties в разворачивающемся меню Sound


4. В диалоговом окне Sound Options (Параметры звука) щелкните по кнопке Choose Sound (Выбрать звук), как показано на рис. 7.70. Затем выберите какой-нибудь звуковой файл.

Выберите звуковой файл...



Рис. 7.70. Выберите звуковой файл при помощи кнопки Choose Sound


В иерархии Track View под треком Sound появится ответвление Waveform (Форма сигнала). Щелкните по знаку «+» рядом со словом Sound, чтобы увидеть трек формы сигнала (рис. 7.71).