Пакет 3dsmax 6

         

Активизация окна проекции



Активизация окна проекции


Щелкните правой кнопкой мыши в неактивном окне проекции, имеющем черную рамку (рис. 3.12).

Использование перспективы



Использование перспективы


Оси глобальной системы координат определяют три плоскости: XY, YZ и ZX. Если вы разделите эти плоскости через одинаковые промежутки, они образуют три перпендикулярные сетки, пересекающиеся в начале координат. Вместе эти три сетки составляют основную сетку (home grid). В 3ds max в каждом окне проекции показана только одна часть основной сетки -это сетка, определяющая строительную плоскость для создания объектов в данном окне (рис. 3.6).

Изменение поля зрения



Изменение поля зрения


Инструмент Field-of-View (Поле зрения) одновременно масштабирует и изменяет перспективу. Этот инструмент доступен только в окнах проекций Perspective и Camera.
1. Сначала активизируйте окно проекции Perspective или Camera (рис. 3.63).

Изменение размеров окна проекции



Изменение размеров окна проекции


1. Переместите курсор





Изменение размещения структуры окон проекций



Изменение размещения структуры окон проекций


1. Щелкните правой кнопкой мыши по названию окна проекции и в появившемся меню выберите пункт Configure (Конфигурация) - см. рис. 3.14.

Изменение режима отображения для окна проекции



Изменение режима отображения для окна проекции


1. Щелкните правой кнопкой мыши по заголовку окна проекции.
2. Выберите в меню режим отображения (рис. 3.38).

Изменение способа отображения окна проекции



Изменение способа отображения окна проекции


Объекты могут отображаться в разных режимах. Режимы разделяются по объему информации, который передает конечное изображение.
В 3ds max вы можете управлять отображением отдельного объекта или всего окна проекции. Более подробную информацию об изменении режима отображения отдельных объектов вы найдете в главе 4 «Выделение и отображение объектов». Существует два различных визуализатора для отображения окон проекции: Interactive Viewport Renderer (Интерактивный визуализатор окон проекций) и ActiveShade (Интерактивный тонировщик).
Интерактивный визуализатор окон проекций используется при показе изображения непосредственно в окнах проекций. Он может отображать содержимое сцены в разных режимах качества. Режимы высокого качества используются для настройки освещения и материалов, так как содержат больше информации о цвете и освещенности поверхности. Режимы меньшего качества обычно применяются для моделирования и анимации, поскольку показывают структуру сцены и быстрее обновляются во время воспроизведения. Интерактивный визуализатор окон проекций очень быстр по сравнению с остальными визуализаторами, поэтому может менять информацию в окне проекции в реальном времени.
Режимы отображения Interactive Viewport Renderer: Smooth (Сглаженный) - режим, использующий высокое качество. Цветовые переходы на поверхности получаются усреднением освещения в зависимости от расстояния до граней. Может отображать текстуру поверхности и затенение объекта, но обычно не показывает отбрасываемую тень (см. рис. 3.33);  Facets (Граненый) - использует средний уровень качества. Закрашивает грани объекта таким образом, что в пределах одной грани окраска не меняется, как если бы каждая из них была гранью драгоценного камня (рис. 3.34);  Wireframe (Каркасный) - использует низкий уровень качества, очерчивает стороны, трассируя только их углы (рис. 3.35);  Bounding Box (Габаритный контейнер) имеет самое низкое качество. Объект отображается в виде углов контейнера, в который он помещен (рис. 3.36).



Изолирование объекта



Изолирование объекта


Isolate Selection (Инструмент изоляции) масштабирует объект до размеров текущего выделения и скрывает все остальные объекты. Используйте эту команду, чтобы работать не отвлекаясь.
1. Выделите объект.
2. Щелкните правой кнопкой мыши по объекту. В меню Display выберите команду Isolate Selection (рис. 3.59).

Масштабирование к объектам



Масштабирование к объектам


Кнопка Zoom Extents (Сцена целиком) центрирует сцену в активном окне проекции так, чтобы в окне при новом масштабе поместились все объекты, при этом в окне не должно остаться свободных полей на краях. Используйте ее, чтобы получить картину развития сцены.
1. Активизируйте окно проекции, в котором объекты были смещены из центра (рис. 3.52).

Масштабирование к объектам во всех окнах



Масштабирование к объектам во всех окнах


Команда Zoom Extents All (Сцена целиком во всех окнах) центрирует сцену одновременно во всех окнах проекций так, чтобы во всех окнах при новом масштабе поместились все объекты. Используйте ее для преобразования видов. Щелкните по кнопке



Масштабирование к выделенным объектам



Масштабирование к выделенным объектам


Кнопка Zoom Extents Selected (Выделенные объекты целиком) центрирует текущее выделение в активном окне проекции так, чтобы в окне при новом масштабе поместились все выделенные объекты. Используйте ее, чтобы сфокусировать внимание на вашей работе.
1. Выделите один или несколько объектов, щелкнув по ним при активизированном инструменте выделения



Масштабирование к выделенным объектам во всех окнах



Масштабирование к выделенным объектам во всех окнах


Команда Zoom Extents All Selected (Выделенные объекты целиком во всех окнах) центрирует текущее выделение одновременно во всех окнах проекций так, чтобы во всех окнах при новом масштабе поместились все выделенные объекты. Используйте ее для просмотра работы со всех сторон.
1. Выделите один или несколько объектов (рис. 3.57).

Масштабирование по области



Масштабирование по области


Команда Region Zoom (Масштабировать по области) расширяет область до размеров окна проекции. Используйте ее для работы с деталями моделей.
1. Активизируйте ортогональный вид проекции.
2. Щелкните по пиктограмме



Масштабирование в окнах проекций



Масштабирование в окнах проекций


Масштабирование перемещает вид в окне проекций ближе или дальше от сцены, чтобы вы могли рассмотреть детали или увидеть большой рисунок.
По умолчанию ортографические окна проекций, например окно проекции Front, масштабируют область вокруг курсора. В окне проекции Perspective масштабирование происходит вокруг центра окна.
Масштабирование одного окна проекции
1. Щелкните по пиктограмме инструмента масштабирования



Настройка цвета окна проекции



Настройка цвета окна проекции


1. Выберите команду меню Customize => Customize User Interface (Настройка => Настройка пользовательского интерфейса). Появится диалоговое окно Customize User Interface.
2. Выберите вкладку Colors (Цвета).
3. В меню Elements (Элементы) выберите пункт Viewsports (Окна проекций).
4. В прокручивающемся окне выберите элемент окна проекции, который хотите изменить, например фон (рис. 3.25).

Настройка окон проекций



Настройка окон проекций


Обычно для того чтобы узнать свое положение в пространстве, достаточно видеть сцену с двух направлений. В 3ds max вы можете видеть сцену сразу с четырех направлений, назначив разные виды каждому окну проекции (рис. 3.10).

Содержание главы





Содержание главы





Содержание главы





Содержание главы





Панорамирование в окнах проекций



Панорамирование в окнах проекций


Панорамирование позволяет увидеть то, что находится за границей текущего вида, с помощью перемещения окна проекции по сцене, параллельной плоскости зрения (плоскости экрана).
Панорамирование окна проекции
1. Щелкните по пиктограмме инструмента



Переключение панели инструментов режима ActiveShade



Переключение панели инструментов режима ActiveShade

1. Щелкните правой кнопкой мыши в окне проекции, находящемся в режиме ActiveShade.
2. Выберите пункт Toggle Toolbar (Переключатель панели инструментов) в меню Tools (Инструменты) - рис. 3.42.

Переключение видов в режим ActiveShade



Переключение видов в режим ActiveShade


1. Щелкните правой кнопкой мыши по заголовку окна проекции и выберите пункт Views. Появится меню Views.
2. Выберите режим ActiveShade (Интерактивный) - см. рис. 3.40. Отображение окна проекции изменится, как показано на рис. 3.41.

Перемещение в окнах проекций



Перемещение в окнах проекций


Кнопки для перемещения в окнах проекций позволяют вам посмотреть сцену, двигаясь в окнах проекций. Каждый из наборов кнопок доступен в зависимости от того, какое окно проекции активно: Viewport Navigation Controls (Средства управления перемещением в окне проекции) позволяют перемещать изображение в аксонометрических видах: Front, Back, Left, Right, Top, Bottom и User (рис. 3.44).



Работа с окнами проекций



Работа с окнами проекций


Перемещение по трехмерному пространству похоже на полет. Вы можете кружить, лететь медленно или быстро или подняться до высоты птичьего полета. Если вы когда-нибудь играли в трехмерные игры, вы знаете, как весело летать.
Чтобы стать профессионалом в трехмерном мире, вы должны выбрать маршрут и научиться управлению. Узнав строение этого мира, вы будете перемещаться из одного места в другое и сможете увидеть вещи с разных сторон. Вы научитесь также обустраивать кабину самолета и менять разрешение изображения, которое видно в окне пилота.
А потом вы отправитесь в летную школу (рис. 3.1).

Размещение изображения на заднем плане



Размещение изображения на заднем плане


1. Активизируйте окно проекции, на заднем плане (background) которого хотите поместить изображение.
2. Выберите команду Views => Viewport Background (Виды => Фон окна проекции) или нажмите Alt+B.
3. В диалоговом окне Viewport Background (Фон окна проекции) щелкните по кнопке Files (рис. 3.29).

Перемещение по трехмерному...



Рис. 3.1. Перемещение по трехмерному пространству очень похоже на полет



Прямоугольные (декартовы) координаты



Рис. 3.2. Прямоугольные (декартовы) координаты


В трехмерной геометрии третья линия называется Z, и она пересекается с двумя другими линиями в начале координат.
В трехмерном пространстве точка пересечения имеет координаты (0,0,0) - рис. 3.3.

Добавив ось Z к прямоугольным...



Рис. 3.3. Добавив ось Z к прямоугольным координатам, можно измерить глубину


Когда оси X, Y и Z имеют фиксированное положение и ориентацию в пространстве, они определяют абсолютную (неподвижную) систему координат, которая называется глобальной системой координат (world coordinate system). Эта система отслеживает все объекты в пространстве относительно глобальных осей (рис. 3.4).

Глобальная система координат...



Рис. 3.4. Глобальная система координат используется для определения положения объекта в глобальном пространстве

Если оси не зафиксированы в пространстве, а привязаны к объектам, они определяют локальную систему координат (local coordinate system). Эта относительная система координат отслеживает изменение положения, ориентацию и масштаб объектов относительно их локальных осей (рис. 3.5).

Локальная система координат...



Рис. 3.5. Локальная система координат использует относительную систему координат для определения пространства объекта



Основная сетка состоит...



Рис. 3.6. Основная сетка состоит из трех пересекающихся сеток, присвоенных плоскостям XY, YZ и ZX глобальной системы координат


Для просмотра и перемещения в пространстве в 3ds max имеется шесть видов (views), отображающих объект с шести сторон: спереди (front), сзади (back), слева (left), справа (right), сверху (top) и снизу (bottom). Эти стороны называются ортогональными видами, или проекциями (orthogonal views), так как они обращены перпендикулярно к плоскостям глобальной системы координат и основной сетке (рис. 3.7).

Ортогональные виды обращены...



Рис. 3.7. Ортогональные виды обращены к началу координат с шести фиксированных направлений для того, чтобы помочь вам ориентироваться в пространстве


Они являются одним из типов аксонометрических видов (axonometric views), поскольку используют параллельные проекции для прорисовки сцены.
Если вы повернете ортогональный вид, он превратится в пользовательский (user view). Пользовательский вид - это определяемый пользователем аксонометрический вид, который обращен к сцене с направления, отличного от имеющихся шести фиксированных направлений, принадлежащих ортогональным видам.
Так как система параллельных проекций рисует объекты без перспективы, в ортогональном и пользовательском видах объекты имеют истинный размер независимо от расстояния между ними и зрителем. Кроме того, параллельные линии всегда являются параллельными независимо от своей длины (рис. 3.8).

В стереоскопических...



Рис. 3.8. В стереоскопических видах кубы имеют точный размер (вверху). Параллельные линии остаются параллельными независимо от своей длины (внизу)


Напротив, такие перспективные виды, как Perspective (Перспектива), Camera (Камера), Light (Источник света), используют для рисования сцены перспективную проекцию (perspective projection). Объекты, появляющиеся в перспективных видах, имеют меньший размер, если находятся на большем расстоянии, а параллельные линии кажутся сходящимися в одной точке, поскольку «уходят» дальше в пространство (рис. 3.9).

Те же самые кубы в перспективных...



Рис. 3.9. Те же самые кубы в перспективных видах становятся меньше, так как находятся на расстоянии. Параллельные прямые сходятся, поскольку уходят дальше в пространство



Окна проекций могут...



Рис. 3.10. Окна проекций могут показать предмет с четырех направлений сразу


Чтобы увидеть детали сцены, следует увеличить окно проекции до размера рабочей области. Вы также можете изменить структуру и пропорции окон проекций.
Характерными элементами всех окон проекций являются сетка (для перемещения), заголовок (для идентификации), оси координат (для ориентации), рамка (ограничивает окно) и фон (расположен сзади сцены) - см. рис. 3.11.

Элементы окна проекции



Рис. 3.11. Элементы окна проекции


Вы можете изменить эти элементы, включая и отключая их или изменяя присущие им цвета.
Прежде чем каким-либо образом изменить окно проекции, вы должны его выделить, или активизировать. При активизации вы не только сообщаете программе, какое окно проекции следует изменить, но и устанавливаете пространственную ориентацию для создания, изменения и визуализации объектов. По этой причине (возможно, и другим тоже) в определенный момент времени только одно окно проекции может быть активным.



Вокруг неактивного...



Рис. 3.12. Вокруг неактивного окна проекции расположена черная рамка


Окно проекции станет активным, а его рамка - желтой (рис. 3.13).

Рамка окна проекции...



Рис. 3.13. Рамка окна проекции меняет свой цвет на желтый, когда окно становится активным


Войдите в диалоговое...



Рис. 3.14. Войдите в диалоговое окно Viewport Configuration из меню окна проекции


2. В окне Viewport Configuration (Конфигурация окна проекции) щелкните по вкладке Layout (Структура). Появится соответствующая панель (см. рис. 3.15).

Панель Layout диалогового...



Рис. 3.15. Панель Layout диалогового окна Viewport Configuration содержит 14 вариантов отображения структуры окон проекций


3. Щелкните по какому-нибудь образцу в верхней части панели. В нижней части панели появится предварительная схема нового расположения окон.
4. Щелкните по схеме, чтобы присвоить вид каждому окну проекции (рис. 3.16).

Щелкните по предварительной...



Рис. 3.16. Щелкните по предварительной схеме, чтобы открыть меню, из списка которого вы выберете вид для каждого окна проекции


5. Щелкните по кнопке ОК. Появится новая структура (рис. 3.17).

Новая структура окон проекции



Рис. 3.17. Новая структура окон проекции



Растягивая рамки между...



Рис. 3.18. Растягивая рамки между окнами проекций, вы изменяете размер самих окон

Кнопка Min/Мах Toggle (Переключатель свернуть/развернуть) переключает рабочую область с текущей структуры окон проекции на одно окно, увеличенное до размеров рабочей области. Используйте этот метод для просмотра сцены в большом масштабе.



Щелчок по кнопке Min/Мах...



Рис. 3.19. Щелчок по кнопке Min/Мах Toggle увеличивает окно проекции до размеров экрана отображения


Если окно проекции развернуто, то щелчок по кнопке Min/Мах Toggle вернет исходную структуру экрана.



Щелкнув второй раз...



Рис. 3.20. Щелкнув второй раз по кнопке Min/Max Toggle, вы вернете первоначальную структуру экрана



Отключение отображения сетки



Рис. 3.21. Отключение отображения сетки


В результате отображение сетки отключится (рис. 3.22).

Окно проекции с отключенной сеткой



Рис. 3.22. Окно проекции с отключенной сеткой


2. Чтобы снова включить отображение сетки, повторите шаг 1.



Снимите флажок Display...



Рис. 3.23. Снимите флажок Display World Axis в группе Viewport Parameters, чтобы отключить отображение глобальных осей


4. Закройте диалоговое окно Preferences.
Глобальные оси исчезнут (рис. 3.24).

Глобальные оси исчезли...



Рис. 3.24 Глобальные оси исчезли из этого и других окон проекции


Для того чтобы включить обратно глобальные оси, снова откройте диалоговое окно  Preferences и установите флажок Display World Axis.



Чтобы изменить цвет...



Рис. 3.25. Чтобы изменить цвет фона окна проекции, выберите пункт Viewport Background (Фон окна проекции) из меню Viewport Elements (Элементы окна проекции)


5. Щелкните по образцу цвета, расположенному справа (рис. 3.26).

Щелкните по образцу...



Рис. 3.26 Щелкните по образцу цвета, чтобы вызвать диалоговое окно Color Selector (Выбор цвета)


Появится диалоговое окно Color Selector (рис. 3.27).

Используйте ползунки...



Рис. 3.27. Используйте ползунки параметров Hue и Whiteness, чтобы выбрать подходящий цвет


6. Щелкните по палитре цветов, чтобы выделить ползунок Hue (Оттенок). Затем перетащите ползунок Whiteness (Яркость) к нужному значению. По желанию вы можете также использовать параметры RGB и HSV.
7. Не закрывая окно Color Selector, выберите следующий элемент, который хотели бы изменить.
8. Щелкните по кнопке Apply Colors Now (Использовать цвета немедленно), чтобы увидеть результат. Если он вам не нравится, щелкните по кнопке Reset (Сброс), показанной на рис. 3.28, и выберите другие цвета.

Когда вы щелкнете по...



Рис. 3.28. Когда вы щелкнете по кнопке Apply Colors Now, цвета обновятся


9. Повторяйте шаги 6, 7 и 8, пока не измените все необходимые цвета.
10. Закройте окно Color Selector и выйдите из диалогового окна Customize User Interface.
Чтобы изменить цвет или интенсивность  сетки окна проекции, выберите из раскрывающегося меню Elements пункт Grids и выполните шаги, описанные выше.



Щелкните по кнопке...



Рис. 3.29. Щелкните по кнопке Files, чтобы cкрыть диалоговое окно Select Image


4. В окне Select Image Background (Выбрать изображение фона) переместите курсор к изображению, которое хотите разместить на заднем плане.
5. Выделите его, щелкните по кнопке ОК.
6. В окне Viewport Background установите флажок Display Background (Отображать фон).
7. В группе Aspect Ratio (Пропорции сторон) установите переключатель для Match Viewport (размер изображения совпадет с размером окна проекции), Match Bitmap (изображение сохранит свой размер) или Match Rendering Output (изображение примет размеры, установленные в окне Render) - рис. 3.30.

При выборе этих параметров...



Рис. 3.30. При выборе этих параметров размер изображения будет соответствовать размерам заднего плана


8. Щелкните по ОК. Изображение появится на заднем плане окна (рис. 3.31).

Изображение появится...



Рис. 3.31. Изображение появится на заднем плане окна проекции. Обратите внимание, что отображение сетки отключено


Переключите отображение...



Рис. 3.32. Переключите отображение фонового рисунка, используя меню окна проекции



Объект, отображаемый в режиме Smooth



Рис. 3.33. Объект, отображаемый в режиме Smooth



Объект, отображаемый в режиме Facets



Рис. 3.34. Объект, отображаемый в режиме Facets